,

Сайт Президента Республики Беларусь

Сайт Министерства образования Республики Беларусь

Сайт Волковыского районного исполнительного комитета
Сайт Гродненского областного исполнительного комитета

Детский правовой портал

Детям об армии

Национальный  институт образования




 Удовлетворены ли Вы качеством образования своего ребёнка?




Результаты


Уважаемые педагоги, родители Гродненской области!



Каждому из нас хочется, чтобы наши дети были удачливыми в жизни, успешными в карьере, а для этого необходимы качественное образование, развитые способности, уверенность в себе, способность ставить цели и добиваться их реализации.
В этой связи предназначение школы – создать необходимые условия для саморазвития школьников, выявить и развить детские дарования и способности, в сотрудничестве с родителями вооружить учащихся всем богатством социальных умений и навыков, укрепить потребностно-мотивационную сферу как фундамент высокой нравственности личности.
Достижение этих целей возможно только при объединении усилий педагогов и родителей, ведь школа и семья в судьбе ребенка – величины равноответственные и равнозаинтересованные.
В преддверии нового учебного года управление образования Гродненского облисполкома проводит свой традиционный августовский педагогический совет. Анализируя итоги нашей работы за минувший учебный год, мы обращаемся к вам с предложением обсудить актуальные вопросы работы государственных учреждений образования:

-дошкольных;
-школ, гимназий, лицеев;
-специальных учреждений;
-учреждений дополнительного образования детей и молодежи;
-профессионально-технических, средних специальных, высших учебных заведений.

Материалы для обсуждения будут размещены на форуме сайта ГУО «ГОИРО»
(эл.адрес: http://groiro.by/forum/index.php) 6 августа 2012 года.
Форум работает с 7 по12 августа 2012 года.

Управление образования Гродненского облисполкома






Меры безопасности при перевозках детей





Человек за рулем, как ни банально это звучит, чувствует ответственность не только за себя, но и за пассажиров, доверивших ему свои планы, маршрут и, конечно же, свою безопасность. Это серьезно. Что же говорить о человеке, с которым в машине находится ребенок! Уберечь это хрупкое создание не только от связанных с дорогой опасностей, но и просто от дискомфорта и переутомления - волнующая и ответственная задача.
Детская безопасность в автомобиле - предмет для серьезного разговора.
Белорусские правила дорожного движения запрещают нахождение детей до 12 лет на переднем сиденье движущегося автомобиля. Послушные и заботливые родители усаживают малышей на заднее сиденье. Совсем маленькие путешествуют на материнских коленях. К сожалению, обычно меры предосторожности этим и исчерпываются.
Обратимся к сухим данным официальной статистики, и мы увидим, что 10% попавших в аварию юных пассажиров погибают, остальные получают тяжелые травмы и увечья. При этом наиболее часто получают смертельные травмы дети до 10 лет. Тут и комментарии излишни.
Давайте лучше немного отвлечемся от возникающих в воображении ужасных картин и побеседуем о том, как же защитить ребенка, находящегося в автомобиле. В этом нет ничего сверхъестественного, нужно только быть чуть более внимательными и предусмотрительными.
Конечно, путешествуя с детьми, в принципе можно ограничиться теми системами защиты, которые предназначены для взрослых. Но все же эти устройства разрабатываются для пассажиров, имеющих по сравнению с детьми больший рост, вес, лучше развитую мускулатуру. Например, стандартные воздушные подушки могут скорее навредить маленькому пассажиру, чем уберечь его от травм. Поэтому специалисты по безопасности настоятельно советуют соблюдать при перевозке детей следующие правила:

• Никогда (!) не перевозите ребенка на своих коленях вне зависимости от того, где вы сидите. Слишком велик риск того, что в критический момент вы не удержите малыша или придавите его собой.
• Собираясь с ребенком даже в самое короткое путешествие, позаботьтесь о том, чтобы в машине не было незакрепленных предметов. В случае столкновения они могут представлять большую опасность. Никогда не кладите вещи на заднюю полку и не размещайте багаж на заднем сиденье, не закрепив его.
• Не разрешайте ребенку находиться на заднем сиденье спиной по ходу движения машины без специальных удерживающих устройств. В случае резкого торможения ребенок будет падать вперед спиной и затылком, что очень опасно.
• Для самых маленьких основным и самым эффективным защитным приспособлением является специальное автокресло, сконструированное с учетом всех особенностей детского организма, индивидуально подобранное к росту и весу ребенка и, наконец, правильно установленное в машине. Специалисты настаивают на использовании автокресел для детей в возрасте до 8 лет даже в поездках на самые незначительные расстояния.
• Если вы умудрились до сих пор этого не понять, просто запомните. Раз и навсегда.

Статья 159. Оставление в опасности

1. Неоказание лицу, находящемуся в опасном для жизни состоянии, необходимой и явно не терпящей отлагательства помощи, если она заведомо могла быть оказана виновным без опасности для его жизни или здоровья либо жизни или здоровья других лиц, либо несообщение надлежащим учреждениям или лицам о необходимости оказания помощи - наказываются общественными работами, или штрафом, или исправительными работами на срок до одного года.

2. Заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни и здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству, старости, болезни или вследствие своей беспомощности, в случаях, если виновный имел возможность оказать потерпевшему помощь и был обязан о нем заботиться, - наказывается арестом или ограничением свободы на срок до двух лет.

3. Заведомое оставление в опасности, совершенное лицом, которое само по неосторожности или с косвенным умыслом поставило потерпевшего в опасное для жизни или здоровья состояние, - наказывается арестом на срок до шести месяцев или лишением свободы на срок до трех лет.






















Первая сигарета - что делать родителям?



   

Еще одна переменка. И снова небольшая группа детей собирается на очередной перекур. Они нервно выглядывают из-за угла здания, стоящего рядом со школой. И впопыхах, иногда неумело, подкуривают по сигаретке. Знакомая картина? Часть взрослых равнодушно проходит мимо, некоторые реагируют возмущенными высказываниями. А кто-то из них ловит себя на мысли, что где-то в это время и его ребенок, держа в руках сигарету, может начинать постигать азы «взрослой» жизни. И ужасается этой догадке. А не зря - ведь она может оказаться правдой. Поэтому каждому из нас в любой момент нужно быть готовым к тому, чтобы помочь своему сыну или дочери и суметь «вырывать» юного курильщика из лап этой пагубной привычки.

«Я только попробую...»

   
Именно этим зачастую и успокаивают себя дети, отважившись впервые затянуться сигаретным дымом. Но мало кому из них известно, что юный организм очень быстро привыкает к никотину. И уже после первой сигареты ребенок может ощущать тягу к ним, подобную той, которую чувствуют взрослые курильщики - это подтверждают исследования специалистов. Выкуривая всего лишь несколько сигарет в течение недели, даже делая перерыв в пару дней или недель, подростки все равно остаются подвластны этому пристрастию. Из общего числа юных курильщиков отказаться от вредной привычки более чем на год смогли только 3% детей - это еще одно доказательство силы никотиновой зависимости у них.
   Несмотря на то, что курение у нынешней молодежи постепенно выходит из числа «модных» привычек, цифры статистики все еще заставляют задуматься. Детей-курильщиков в нашей стране более 3-х млн. - из них около 0,5 млн. девочек и 2,5 млн. парней. Сегодня юноши начинают курить в 14 лет, девочки - в 13-16 лет. А среди старшеклассников таких уже 30-50%. Но и шестилетний курильщик сейчас мало кого может удивить.

Курит, значит - взрослый?

   
Почему же сигареты рано или поздно появляются в жизни такого огромного количества детей? Что стоит за этим? Попробуем разобраться.
   Не секрет, что всем нам присущ интерес к чему-то новому, неизведанному. И процесс курения в данном случае не является исключением - детям просто любопытно на собственном опыте почувствовать, что значит «сделать затяжку», ощутить, как подействует сигаретный дым непосредственно на них. А некоторым даже хочется попробовать попускать этот дым.
   Но под маской обычного любопытства могут скрываться и другие, более серьезные психологические причины. К примеру, ребенок может начать курить, чтобы быть «как все», не выделяться из толпы, не стать изгоем. Ведь мало кому нравится, когда ему вслед бросают фразы типа «маменькин сынок» или «правильная девочка». Тут уже начинает действовать «коллективный разум», противостоять которому в подростковом возрасте бывает очень нелегко.
   Некоторые дети считают, что с сигаретой в руках они будут казаться более взрослыми, чем есть на самом деле. И тем самым пытаются завоевать авторитет и «уважение» у сверстников. Возможно, они пытаются походить на кого-то из знакомых или популярных личностей, и считают, что именно сигарета придаст полноту этому образу.
   Курение может стать ответной реакцией на запреты родителей или критику по отношению к ребенку, которые высказываются в очень агрессивной форме. В этом случае он пытается поступить назло взрослым, доказать им что-то. Вот только что?
   Еще одна важная причина курения у детей - подражание родителям. Если с детства у малыша перед глазами постоянно мелькает мать или отец с сигаретой, эта привычка начнет восприниматься ребенком, как норма. И шансы того, что он тоже пристрастится к курению, вырастут до 25%. В тоже время в семье некурящих родителей подобную привычку имеют только 5% детей.

Действия родителей

   
Никотин, который содержится в сигаретах - настоящий яд для организма человека. А курение - не просто вредная привычка. Это еще одна форма наркотической зависимости. И ее последствия могут выражаться в длинном списке серьезных, а иногда и неизлечимых заболеваний. Конечно, взрослым все это понятно. Но каким образом донести нужную информацию до ребенка, чтобы она не была воспринята как нудная родительская лекция, и тут же не покинула ветреную голову?
   Общение на тему о вреде такого увлечения должно проходить в обычной, спокойной обстановке. Никаких криков, осуждения и угроз. Задача мамы или отца - проявить максимальную выдержку и доброжелательность, дать понять ребенку, что вы для него надежный друг и настоящая поддержка.
   Говорить с юным курильщиком медицинскими терминами, рассказывая ему о том, что влечет за собой его пристрастие - дело неблагодарное. Такие слова он точно пропустит мимо ушей. А вот ко всему, что касается их внешности, подростки относятся очень щепетильно. Потому можно напомнить о неприятном запахе изо рта после выкуривания сигареты, о желтых зубах и потемневших ногтях, об одежде, пахнущей табаком. Ведь не всем приятно общаться с таким человеком. К этим отрицательным последствиям могут еще добавится головокружения и обмороки, а затем и отдышка.
   Очень полезно продемонстрировать ребенку какие-то наглядные материалы, свидетельствующие о вреде курения. Благо, доступность Интернета и множество современной литературы на данную тему позволяют сделать это без проблем.
   Хорошо бы вместе подсчитать, какое количество денег уходит у ребенка на сигареты за определенный промежуток времени. А затем прикинуть, как бы можно было их потратить с пользой для здоровья.
   А если вы сами не без греха? Как тогда объяснить ребенку, что курение - это очень опасно? Только на собственном примере, перечисляя все те минусы, которые есть в вашей жизни и не забыв о проблемах со здоровьем, возникших вследствие этой вредной привычки. Очень хороший выход из ситуации - начать бросать курить вместе с ребенком.
   Чего нельзя делать ни в коем случае - так это игнорировать проблему, закрывать на нее глаза. Думать, что сейчас все вокруг курят, и ребенок сам со временем поймет, насколько это все серьезно. А ведь может случиться так, что пока он придет к такой мысли, процесс отказа от привычки будет очень долгим и мучительным.
   Для ребенка, решившего отказаться от курения, просто необходимо ощущать поддержку родных. А они, в свою очередь, должны набраться терпения, и всячески поощрять и поддерживать его выбор.

С целью профилактики
   
Начинать разговаривать с ребенком на тему вреда курения нужно, когда он еще маленький. С раннего возраста малыш должен усвоить, что курить - нехорошо, а сигаретный дым - это отрава даже для тех, кто просто стоит рядом с курильщиком. Что уже говорить о нем самом.
   По мере взросления ребенка научите его иметь и отстаивать свое мнение. Чтобы в момент, когда ему предлагают сделать первую затяжку он мог твердо ответить «Нет». И не потому, что он боится быть пойманным, наказанным, а потому что уверен - это не пойдет ему на пользу.
   Организуйте для ребенка посещение каких-нибудь спортивных занятий - помогите ему выбрать подходящую секцию. Пусть его свободное время будет максимально занято чем-то нужным и интересным, чтобы даже мысли о курении не возникали в этой юной голове.

   Ежегодно ученые дополняют перечень последствий, к которым приводит пристрастие к сигаретам, все новыми и новыми заболеваниями. Да и без мнения ученых каждому понятно, что курение - не просто опасно, оно убивает. Ваше спокойствие, уверенность и доверительные отношения с ребенком - вот три составляющих, которые могут уберечь ваших детей от этой губительной привычки.

О завершении учебного года




Декрет №18
О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕРАХ ПО ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ЗАЩИТЕ ДЕТЕЙ В НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЬЯХ







К 1 сентября отложите деньги на учебники



В соответствии с постановлением Минобразования Республики Беларусь № 85 от 30 июля 2010 года, для учащихся I–XI классов в 2010/2011 учебном году определены следующие суммы взимаемой платы за пользование учебниками и учебными пособиями:

I класс – Br10 400 (стоимость комплекта Br20 795);
II класс – Br12 750 (стоимость комплекта Br25 494);
III класс – Br14 010 (стоимость комплекта Br28 025);
IV класс – Br15 740 (стоимость комплекта Br31 473);
V класс – Br13 860 (стоимость комплекта Br27 725);
VI класс – Br16 210 (стоимость комплекта Br32 426);
VII класс – Br20 420 (стоимость комплекта Br40 846);
VIII класс – Br25 370 (стоимость комплекта Br50 732);
IХ класс – Br25 600 (стоимость комплекта Br51 195);
Х класс – Br26 880 (стоимость комплекта Br53 755);
ХI класс – Br28 530 (стоимость комплекта Br57 060).

Указанные суммы взимаемой платы одинаковы для общеобразовательных учреждений с белорусским и русским языками обучения.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

11 марта 2010 г. № 340
О плате за пользование учебниками и учебными пособиями учащимися и учебными пособиями воспитанниками в 2010/11 учебном году
Изменения и дополнения:

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 23 июля 2010 г. № 1095 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 184, 5/32249)

В соответствии с абзацем двадцать вторым подпункта 2.1 пункта 2 и пунктом 6 статьи 23 Закона Республики Беларусь от 29 декабря 2009 года «О республиканском бюджете на 2010 год» Совет Министров Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Установить, что в 2010/11 учебном году:
1.1. плата за пользование учебниками и учебными пособиями учащимися взимается в размере 50 процентов стоимости комплекта учебников и учебных пособий для учащихся I–XI классов, обучающихся в учреждениях образования, финансируемых из республиканского или местных бюджетов.
Указанная плата взимается с родителей (законных представителей), дети которых обучаются:
в общеобразовательных учреждениях, осуществляющих обучение и воспитание на I, II и III ступенях общего среднего образования (далее – общеобразовательные учреждения); на III ступени общего среднего образования в высших учебных заведениях.
В вечерних школах названная плата взимается с родителей (законных представителей) либо вносится самими учащимися;
1.2. плата за пользование учебными пособиями воспитанниками взимается в размере 100 процентов стоимости учебного пособия.
Указанная плата взимается с родителей (законных представителей), дети которых являются воспитанниками учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования (ясли-сад, детский сад, дошкольный центр развития ребенка, ясли-сад – школа, детский сад – школа), финансируемых из республиканского или местных бюджетов;
1.3. плата за пользование учебниками и учебными пособиями учащимися или учебными пособиями воспитанниками, обучающимися в учреждениях образования, финансируемых из республиканского или местных бюджетов, не взимается:
1.3.1. с родителей (законных представителей), дети которых обучаются и воспитываются:
в специальных учреждениях образования (специальные дошкольные учреждения, специальные общеобразовательные школы, специальные общеобразовательные школы-интернаты, вспомогательные школы, вспомогательные школы-интернаты, центры коррекционно-развивающего обучения и реабилитации);
в специальных школах закрытого типа;
в санаторных школах-интернатах;
1.3.2. с родителей (законных представителей), имеющих детей с особенностями психофизического развития, обучающихся в учреждениях, обеспечивающих получение дошкольного образования, общеобразовательных учреждениях, в которых созданы условия для получения образования лицами с особенностями психофизического развития (специальные классы (группы), классы (группы) интегрированного (совместного) обучения и воспитания), а также на дому;
1.3.3. с семей, которые в соответствии с Законом Республики Беларусь от 30 октября 1992 года «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей» в редакции Закона Республики Беларусь от 28 декабря 2007 года (Ведамасцi Вярхоўнага Савета Рэспублiкi Беларусь, 1992 г., № 27, ст. 473; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 305, 2/1403) получают государственные пособия на детей старше 3 лет;
1.3.4. с семей, в которых один или оба родителя инвалиды I или II группы;
1.3.5. с семей военнослужащих, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Отечества или исполнении обязанностей воинской службы в государствах, где велись боевые действия;
1.3.6. с семей лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при исполнении служебных обязанностей в районах боевых действий;
1.3.7. с семей работников, обслуживавших действующие воинские контингенты в Афганистане или в других государствах и ставших инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период ведения боевых действий, кроме случаев, когда инвалидность наступила в результате противоправных действий, по причине алкогольного, наркотического, токсического опьянения, членовредительства;
1.3.8. с семей военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, умерших вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период боевых действий, кроме случаев, когда гибель (смерть) наступила в результате противоправных действий, по причине алкогольного, наркотического, токсического опьянения, членовредительства или самоубийства, если оно не было вызвано болезненным состоянием или доведением до самоубийства;
1.3.9. с семей военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), кроме случаев, когда инвалидность наступила в результате противоправных действий, по причине алкогольного, наркотического, токсического опьянения, членовредительства;
1.3.10. с семей военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), а также умерших в период прохождения военной службы (службы) вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, непосредственно связанных со спецификой несения военной службы (службы), кроме случаев, когда гибель (смерть) наступила в результате противоправных действий, по причине алкогольного, наркотического, токсического опьянения, членовредительства или самоубийства, если оно не было вызвано болезненным состоянием или доведением до самоубийства;
1.4. детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детям-инвалидам в возрасте до 18 лет, инвалидам с детства, детям – воспитанникам учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования, страдающим онкологическими заболеваниями или больным туберкулезом, учебники и учебные пособия предоставляются бесплатно;
1.5. для семей, в которых воспитываются трое и более детей дошкольного возраста и (или) детей, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, и (или) специальных учреждениях образования, и (или) на III ступени общего среднего образования в высших учебных заведениях, плата за пользование учебниками и (или) учебными пособиями, установленная в подпунктах 1.1 и 1.2 настоящего пункта, снижается на 50 процентов;
1.6. в случае приобретения родителями учащихся отдельных учебников и учебных пособий, входящих в комплект, за полную стоимость плата за остальные полученные учебники и учебные пособия комплекта вносится в размерах, установленных в подпунктах 1.1 и 1.5 настоящего пункта.
2. Утвердить прилагаемое Положение о порядке взимания платы за пользование учебниками и учебными пособиями учащимися и учебными пособиями воспитанниками в 2010/11 учебном году.
3. Министерству образования по согласованию с Министерством экономики и Министерством финансов определить стоимость комплекта учебников и учебных пособий для учащихся I–XI классов исходя из стоимости каждого учебника и учебного пособия, входящего в комплект для соответствующего класса, и учебных пособий для воспитанников исходя из стоимости каждого учебного пособия.
4. Настоящее постановление вступает в силу с 1 июля 2010 г.

Премьер-министр Республики Беларусь
С.Сидорский


УТВЕРЖДЕНО

Постановление
Совета Министров
Республики Беларусь

11.03.2010 № 340

ПОЛОЖЕНИЕ
о порядке взимания платы за пользование учебниками и учебными пособиями учащимися и учебными пособиями воспитанниками в 2010/11 учебном году
1. Настоящим Положением определяется порядок взимания платы за пользование учебниками и учебными пособиями учащимися общеобразовательных учреждений, учащимися, обучающимися на III ступени общего среднего образования в высших учебных заведениях (далее – учащиеся), и учебными пособиями воспитанниками учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования (далее – воспитанники), которая вносится в предстоящем учебном году родителями (законными представителями) либо самими учащимися и зачисляется в доход республиканского бюджета. Внесение указанной платы осуществляется до 1 октября в учреждениях открытого акционерного общества «Сберегательный банк «Беларусбанк» на счета по учету средств республиканского бюджета, открытые территориальным органам Министерства финансов для зачисления платежей, контроль за уплатой которых осуществляется налоговыми органами.
Для целей настоящего Положения к учебным пособиям для учащихся и учебным пособиям для воспитанников относятся только учебные пособия, имеющие гриф «Допущено Министерством образования Республики Беларусь».
2. Родители (законные представители), имеющие право на освобождение от платы либо на снижение платы за пользование учебниками и учебными пособиями учащимися и учебными пособиями воспитанниками, до 15 августа подают в соответствующее учреждение образования письменное заявление, в котором указывают основание для освобождения их от платы либо снижения им платы за пользование учебниками и (или) учебными пособиями.
К заявлению прилагаются документы, предусмотренные пунктом 6.15 перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 26 апреля 2010 г. № 200 «Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 119, 1/11590).
На основании письменного заявления родителей (законных представителей) учреждением образования запрашиваются следующие документы:
справка о размере государственного пособия на детей старше 3 лет, назначенного в соответствии с Законом Республики Беларусь от 30 октября 1992 года «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей» в редакции Закона Республики Беларусь от 28 декабря 2007 года (Ведамасцi Вярхоўнага Савета Рэспублiкi Беларусь, 1992 г., № 27, ст. 473; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 305, 2/1403);
справка о месте жительства и составе семьи, а также справка о том, что гражданин является обучающимся на I, II или III ступени общего среднего образования общеобразовательного учреждения, – для семей, в которых воспитываются трое и более детей дошкольного возраста и (или) детей, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, и (или) специальных учреждениях образования, и (или) на III ступени общего среднего образования в высших учебных заведениях.
Государственный орган, иная организация, получившие запрос о выдаче документов, предусмотренных в части четвертой настоящего пункта, обязаны в семидневный срок со дня получения запроса представить запрашиваемые документы.
3. До 1 сентября в учреждениях образования составляются списки учащихся и (или) воспитанников, в соответствии с которыми родители (законные представители) либо учащиеся (в вечерних школах) вносят плату за пользование учебниками и учебными пособиями, а также списки учащихся и (или) воспитанников, родители (законные представители) которых имеют право на освобождение от платы либо на снижение платы.
На основании названных списков составляются ведомости с указанием суммы оплаты, в которых родители (законные представители) расписываются за полученные комплект учебников и (или) учебные пособия.
4. Учебники и учебные пособия учащимся выдаются при условии сдачи полного комплекта полученных ранее учебников и учебных пособий за предыдущий учебный год и предъявлении квитанции (квитанций) об оплате за пользование учебниками и учебными пособиями в предстоящем учебном году.
5. В случае перехода учащегося в другое учреждение образования комплект полученных учебников и учебных пособий подлежит возврату в библиотечный фонд учреждения образования. В личной карточке учащегося администрацией учреждения образования делается запись о внесенной плате за пользование учебниками и учебными пособиями в текущем учебном году. На основании этой записи учащийся получает соответствующие учебники и учебные пособия без оплаты в другом учреждении образования.
При переходе воспитанника в другое учреждение образования учебное пособие передается родителям (законным представителям) для дальнейшего использования.
6. Учреждения образования до 20 ноября представляют в государственный орган по подчиненности сведения о внесенной плате за пользование учебниками и учебными пособиями учащимися или учебными пособиями воспитанниками. Управления образования облисполкомов и комитет по образованию Минского горисполкома, республиканские органы государственного управления, имеющие в своем подчинении общеобразовательные учреждения, высшие учебные заведения, осуществляющие обучение и воспитание на III ступени общего среднего образования, и учреждения, обеспечивающие получение дошкольного образования, представляют указанные сведения в Министерство образования до 30 ноября.
7. Порядок взимания платы за пользование учебниками и учебными пособиями учащимися и учебными пособиями воспитанниками, установленный настоящим Положением, распространяется на общеобразовательные учреждения, высшие учебные заведения, осуществляющие обучение и воспитание на III ступени общего среднего образования, и учреждения, обеспечивающие получение дошкольного образования, финансируемые из республиканского или местных бюджетов.


Что такое насилие в семье?


Домашнее насилие - это повторяющийся с увеличением частоты цикл: физического, словесного, духовного и экономического оскорбления с целью контроля, запугивания, внушения чувства страха.
Это ситуации, в которых один человек контролирует или пытается контролировать поведение и чувства другого. Внутри семейного насилия как обобщенной категории существуют более специфические категории, определяемые природой отношений между обидчиком и жертвой, а также условиями их жизни. Например:
жестокое обращение с детьми;
насилие, направленное против супруги(а) или партнерши(а);
насилие в отношении престарелых.
В обществе существует много мифов о проблеме домашнего (семейного) насилия. Стереотипизация этой проблемы начинается с представлений о внешнем виде и социальном положении женщин, подвергающихся насилию. Насилие существует во всех социальных группах, независимо от уровня дохода, образования, положения в обществе.
Насилие в семье есть реальное действие или угроза физического, сексуального, психологического или экономического оскорбления и насилия со стороны одного лица по отношению к другому, с которым лицо имеет или имело интимные или иные значимые отношения.
Если уже имело место физическое насилие, то обычно с каждым последующим разом возрастает частота его повторения и степень жестокости.
Насилие и оскорбительное поведение чередуются с обещаниями измениться и извинениями, приносимыми обидчиком. При попытке порвать отношения наблюдается эскалация опасности для жертвы.
Насилие в семье происходит в любых слоях и категориях населения, независимо от классовых, расовых, культурных, религиозных, социо-экономических аспектов, а также возможно как в семьях гетеросексуалов, так и геев, и лесбиянок. Виды насилия над детьми и влияние на детей.

1. Физическое насилие - действия или отсутствие действий со стороны родителей или других взрослых, в результате которых физическое или умственное здоровье ребенка нарушается или находится под угрозой повреждения. Например, телесные наказания, удары ладонью, пинки, царапанье, ожоги, удушение, грубые хватания, толкание, плевки, применение палки, ремня, ножа, пистолета и т.д.
Влияние на ребенка (поведенческие и психологические индикаторы): при повреждении любых органов тела происходит нарушения в органах чувств, задержка развития, малоподвижность;
дети могут становиться агрессивными, тревожными, что сказывается на их отношении с другими людьми;
могут быть необычайно стеснительными, нелюбопытными, избегать сверстников, бояться взрослых и играть только с маленькими детьми, а не с ровесниками;
страх физического контакта, боязнь идти домой;
тревога, когда плачут другие дети, тики, сосание пальцев, раскачивание.
Медицинские индикаторы физического насилия над ребенком:

1. Раны и синяки: разные по времени возникновения;
в разных частях тела (например, на спине и груди одновременно);
непонятного происхождения;
имеют особую форму предмета (например, имеет форму пряжки ремня, ладони, прута).
2. Отказ от медицинской помощи, противоречивые показания о происхождении повреждений.
3. Повторяющаяся госпитализация.
В подростковом возрасте, периоде взрослости, в семейной жизни лица, подвергавшиеся физическому насилию в детстве, могут быть жестоки с окружающими. Очень важным отличием жертв во взрослом возрасте является неспособность справляться с проблемами, а также искать и получать помощь от окружающих людей. Когда ребенок-жертва не получает помощи от собственных родителей, это подрывает его способности к поиску помощи и взаимоотношениям с людьми в будущем.
Взрослые, пережившие в детстве насилие, так же, как и большинство жертв жизненных травматических событий, страдают либо от пониженного, либо от повышенного контроля за своими чувствами, импульсами, уровнем тревоги. Оказалось, что когда дети-жертвы достигают взрослости, они имеют существенный риск обнаружить психопатологию. Следующие черты характеризуют взрослого человека, не справившегося с травмой насилия в детстве:
1. жестокость, насилие, отсутствие заботы в семье;
2. хаотичная или дезорганизованная семья;
3. потеря интереса и неприятие подростка семьей;
4. низкое качество общения членов семьи между собой;
5. саморазрушающее поведение
2. Отсутствие заботы о детях - невнимание к основным нуждам ребенка в пище, одежде, жилье, медицинском обслуживании, присмотре.
Влияние на ребенка (поведенческие и психологические индикаторы):
не растет, не набирает подходящего веса или теряет вес. Ребенок постоянно голодает, попрошайничает или крадет пищу; брошенный, без присмотра, не имеет подходящей одежды, жилища;
нет прививок, нуждается в услугах зубного врача, плохая гигиена кожи;
не ходит в школу, прогуливает школу, приходит в школу слишком рано и уходит из нее слишком поздно;
устает, апатичен, отклонения в поведении, вандализм.
3. Эмоционально дурное обращение с детьми (психическое насилие):
обвинение в адрес ребенка (брань, крики); принижение его успехов, унижение его достоинства; отвержение ребенка; длительное лишение ребенка любви, нежности, заботы и безопасности со стороны родителей; принуждение к одиночеству; совершение в присутствии ребенка насилия по отношению к супругу или другим детям; похищение ребенка; причинение боли домашним животным с целью запугать ребенка.
Влияние на ребенка:
задержка в физическом, речевом развитии, задержка роста (у дошкольников и младших школьников);
импульсивность, взрывчатость, вредные привычки (сосание пальцев, вырывание волос), злость;
попытки совершения самоубийства, потеря смысла жизни, цели в жизни (у подростков);
уступчивость, податливость;
ночные кошмары, нарушения сна, страхи темноты, боязнь людей, их гнева;
депрессии, печаль, беспомощность, безнадежность, заторможенность.
4. Сексуальное насилие над детьми - любой контакт или взаимодействие между ребенком и человеком, старше его по возрасту, в котором ребенок сексуально стимулируется или используется для сексуальной стимуляции. Это:
ласка, эротизированная забота;
демонстрация половых органов, использование ребенка для сексуальной стимуляции взрослого;
изнасилование с применением силы, орально-генитальный контакт;
сексуальная эксплуатация (порнографические фотографии с детьми);
проституция.
Влияние на ребенка:
ребенок обнаруживает странные (причудливые), слишком сложные или необычные сексуальные познания или действия; может сексуально приставать к детям, подросткам, взрослым;
может жаловаться на зуд, воспаление, боль в области гениталий;
может жаловаться на физическое нездоровье;
девочка может забеременеть;
ребенок может заболеть болезнями, передающимися половым путем;
скрывает свой секрет (сексуальные отношения со взрослыми или со сверстником) из-за беспомощности и привыкания, а также угрозы со стороны обидчика.
Если хотя бы на один из этих пунктов есть ответ "да", то необходимо обратиться за помощью.

ЕСЛИ РЕБЕНОК (ПОДРОСТОК) ГОВОРИТ ВАМ, ЧТО ПОДВЕРГАЕТСЯ НАСИЛИЮ, ТО:


поверьте ему. Он не будет лгать о пережитом издевательстве, особенно если он рассказывает очень эмоционально, с подробностями, эмоции соответствуют пережитому состоянию;
не осуждайте его. Ведь совершил насилие другой человек, а пострадал ваш ребенок;
внимательно, спокойно и терпеливо выслушайте его, показывая, что понимаете всю тяжесть его страдания;
не преуменьшайте его боли, говоря, что "не случилось ничего страшного, все пройдет…";
не отвергайте его: если он, обратившись к вам, встретит осуждение, страх, гнев, то это может нанести ему более глубокую рану, чем само насилие.

10 сентября - Всемирный день предотвращения самоубийств

Статья 4 Закона Республики Беларусь "О правах ребенка" провозглашает неотъемлемость права каждого ребенка на жизнь. В деятельности по профилактике любых проявлений суицидального поведения учащихся работники органов управления образованием и учреждений образования обязаны руководствоваться принципом необходимости создания максимально благоприятных для полноценной реализации этого права условий.
В 2006 г. вышли методические рекомендации Смагина Л.И., Чернявская А.С. Право ребенка на защиту от всех видов насилия и профилактика подростковых суицидов.- Минск: ИВЦ МО РБ 2006. - 73 с., которые адресованы специалистам органов управления образованием и учреждений образования Республики Беларусь, а также иным работникам, занимающимся проблемами предотвращения жестокого обращения с несовершеннолетними и предупреждения самоубийств среди несовершеннолетних. Авторы методических рекомендаций, опираясь на данные проведенных исследований, предлагают практические советы по организации работы в учреждениях образования, направленные на профилактику жестокого обращения с учащимися и их самоубийств.
Работа состоит из двух разделов: "Виды насилия над детьми" и "Проблема подросткового суицида".
Насилие определяется как любой совершённый акт, который причиняет или может причинить вред физическому, сексуальному или психическому здоровью, а также угроза совершения таких актов.
Выделяются основные формы насилия или жестокого обращения с детьми: физическое насилие, сексуальное насилие или развращение, психическое (эмоциональное) насилие и пренебрежение нуждами ребенка. Выделяется и такая новая форма, как экономическое насилие.
Жестокое обращение с детьми проявляется, как правило, в виде домашнего (семейного) насилия, насилия со стороны работников образовательных (спортивных, лечебных, а также любых иных) учреждений и насилия между учениками.
Создание эффективной системы профилактики жестокого обращения с детьми происходит, как правило, в два этапа. Первичная профилактика заключается в комплексном воздействии на насильников и жертв. Это воздействие предполагает обеспечение условий для нормального и разностороннего развития детей, создание для них комфортной микросреды, в том числе своевременное оказание помощи семьям группы риска, профилактику алкоголизма и наркомании у лиц из ближайшего окружения несовершеннолетних.
Большое значение имеет правильное сексуальное воспитание подростков, формирование у них знаний о взаимоотношениях полов, об общественно приемлемых безопасных формах поведения в различных ситуациях. Вторичная профилактика - оказание медико-психоло-педагогической помощи пострадавшим от насилия для нивелирования возникших психических расстройств, предупреждения суицидальных попыток вторичной виктимизации.
Второй раздел методических рекомендаций посвящён проблеме подросткового суицида. Рассматривая причины, мотивы и поводы детских суицидов, авторы на первое место среди оснований для совершения подростками самоубийства ставят внутрисемейные конфликты из-за завышенных требований взрослых к ребенку или вследствие полного игнорирования его как личности.
Вторым, не менее значимым побудителем детских самоубийств называются конфликты в школе. Констатируется, что нередко испытываемые подростком в учебном заведении психологические трудности приводят к понижению его самооценки, появлению ощущения незначительности и незащищённости, к отсутствию стрессоустойчивости. Кроме того, среди причин суицидов упоминаются несчастная любовь и конфликты на сексуальной почве.
Утверждается, что иногда подростки просто играют со смертью, прибегая к угрозе самоубийства как к последнему аргументу при выяснении отношений. Впрочем, как считают авторы рекомендаций, понять, что в итоге побуждает подростка сделать выбор в пользу окончательного ухода из жизни, очень сложно. Поэтому выявление истинных причин молодёжных самоубийств и их профилактика составляет в настоящее время очень острую и актуальную проблему.
В методических рекомендациях по предотвращению подростковых суицидов выделяется первичная, вторичная и третичная профилактика подростковых суицидов. Психологическим основанием для проведения первичной профилактики служат данные многочисленных исследований, согласно которым каждый человек при определенной подготовке способен вынести любую, даже самую тяжелую ситуацию. Вторичная профилактика проводится в отношении тех, кто выказывает желание покончить с собой. Адресатом третичной профилактики становятся подростки, предпринявшие демонстративную попытку суицида, их родители и друзья. Авторы, подробно рассматривая проблему суицидальных попыток, заостряют внимание на том, что в нашей стране человек, покушавшийся на самоубийство и оставшийся жить, не считается нарушившим закон.
Подчеркивается, что доведение лица до суицида путем жестокого обращения, систематического унижения личного достоинства (оскорбление, принуждение к унизительным действиям, негуманное отношение и т.д.) влечёт за собой ответственность, закреплённую в уголовном кодексе. Именно под эту норму подпадают взаимоотношения родителей и несовершеннолетних детей, педагогов и учеников.
Взрослые должны предвидеть последствия жестокого обращения с детьми с учетом неустойчивости их психики, возможной неадекватной оценки сложившейся ситуации. И если ребенок подталкивается к самоубийству, то за подобные действия ответственность наступает как за умышленное убийство.
Однако законодательство разграничивает доведение до самоубийства и склонение к нему. В первом случае обвиняемый осознает, что жестоко обращается или унижает ребенка, но может не предвидеть возможности совершения им суицида. Во втором случае действие совершается сознательно, и под склонением к суициду понимается умышленное возбуждение решимости уйти из жизни, в результате чего потерпевший предпринимает такую попытку, которая может закончиться его гибелью.
Отмечается, что по содержанию различают несколько видов профилактических мероприятий:
o информационно-обучающие: распространение знаний (в частности, в школе среди педагогов, родителей и учеников, в СМИ) об особенностях суицидального поведения, способах "самопомощи" при возникновении саморазрушающих мыслей, о работе "телефонов доверия" и иных служб;
o психологические: коррекционные действия при изменении личностных установок в отношении суицида, повышению уровня психологической защищенности, формированию "антисуицидального" барьера;
o медицинские: лечение психических расстройств, приведших к самоубийству или аутоагрессии, устранение физических осложнений как результата суицидальной попытки;
o социальные: изменение социального статуса и условий жизни потенциальных самоубийц для предотвращения формирования суицидальной активности.
Методические рекомендации по проведению месячника по предупреждению самоубийств

Изучение проблемы суицида среди молодежи показывает, что в целом ряде случаев подростки решались на самоубийство в целях обратить внимание родителей, педагогов на свои проблемы. Своевременная психологическая поддержка, доброе участие, оказанное подросткам в трудной жизненной ситуации, помогают избежать трагедии.
Самоубийства не возникают внезапно, импульсивно, непредсказуемо или неизбежно. Среди тех, кто намеревается совершить суицид, от 70 до 75% тем или иным образом раскрывают свои стремления. Не существует какой-либо одной причины, из-за которой человек лишает себя жизни. Однако существует ряд факторов риска, увеличивающих вероятность попыток суицида. Наиболее важный фактор суицида - ощущение человеком безнадежности. Лица с ощущением безнадежности могут рассматривать суицид как единственный способ решение своих проблем. Соматические болезни также увеличивают риск суицида, особенно когда они сопутствуют депрессии. Другой фактор риска суицида заключается в наличии предыдущих суицидальных попыток, а также в наличии случаев суицида среди родственников. Важную роль играет социальная изоляция индивида. Люди, живущие одиноко или имеющие мало близких друзей, не получают эмоциональной поддержки, которая предупредила бы появление чувства безнадежности и иррациональных мыслей во время трудного периода их жизни.
Большую роль в профилактике суицидального поведения играет социально-психологическая служба школы, одним из направлений деятельности которой должно стать выявление факторов риска суицидального поведения подростков посредством психологической диагностики (диагностическое интервью с семейным анамнезом, Тест Личко "ПДО", тест фрустрационной толерантности Розенцвейга, тест "определение направленности личности Басса", тест тревожности Тэммл-Дорки-Амен).
Педагогам и родителям следует знать, чем характеризуется предсуицидальное поведение и в чем его причины. Риск суицидального поведения увеличивается в случае:
o Наличия предыдущей (незаконченной) попытки суицида.
o Тенденции к самоповреждению (аутоагрессия).
o Наличия суицидальных попыток в семье.
o Алкоголизма. Длительное злоупотребление алкоголем способствует усилению депрессии, чувства вины и психической боли, которые часто предшествуют суициду.
o Хронического употребления наркотиков и токсических препаратов. Они ослабляют мотивационный контроль над поведением человека, обостряют депрессию, вызывают психозы.
o Аффективных расстройств, особенно тяжелых депрессий.
o Хронических или смертельных болезней.
o Тяжелых утрат, например смерти родителя, особенно в течение первого года после потери.
o Лично-семейных конфликтов (развод, болезнь, одиночество, неудачная любовь, оскорбления со стороны окружающих, половая несостоятельность).
o Конфликтов, связанных с антисоциальным поведением, в том числе опасение уголовной ответственности; боязнь иного наказания или позора.
o Материально-бытовых трудностей.
o Конфликтов, связанных с учебой (неуспехи в учебе).
Для предотвращения суицидальных попыток педагогам и родителям важно знать, в чем заключается проявление предсуицидального поведения. Признаками эмоциональных нарушений являются:
o потеря аппетита или импульсивное обжорство, бессонница или повышенная сонливость;
o частые жалобы на соматические недомогания (на боли в животе, головные боли, постоянную усталость, частую сонливость);
o необычно пренебрежительное отношение к своему внешнему виду;
o постоянное чувство одиночества, бесполезности, вины или грусти;
o ощущение скуки при проведении времени в привычном окружении или выполнении работы, которая раньше приносила удовольствие; o уход от контактов, изоляция от друзей и семьи, превращение в человека одиночку;
o нарушение внимания со снижением качества выполняемой работы;
o погруженность в размышления о смерти;
o отсутствие планов на будущее;
o внезапные приступы гнева, зачастую возникающие из-за мелочей;
o пессимистическая оценка своего прошлого, избирательное воспоминание неприятных событий прошлого;
o пессимистическая оценка своего нынешнего состояния, отсутствие перспектив в будущем К внешним проявлениям относятся:
o тоскливое выражение лица (скорбная мимика), гипомимия, амимия;
o тихий монотонный голос, замедленная речь;
o краткость ответов, отсутствие ответов;
o ускоренная экспрессивная речь;
o общая двигательная заторможенность, бездеятельность, адинамия, двигательное возбуждение;
o стремление к контакту с окружающими, поиски сочувствия, апелляция к врачу за помощью;
o эгоцентрическая направленность на свои страдания Вегетативные нарушения
o Слезливость
o Расширение зрачков
o Сухость во рту ("симптомы сухого языка")
o Тахикардия
o Повышенное артериальное давление
o Ощущение стесненного дыхания, нехватки воздуха
o Ощущение комка в горле
o Головные боли
o Бессонница
o Повышенная сонливость
o Нарушение ритма сна
o Отсутствие чувства сна
o Чувство физической тяжести, душевной боли в груди
o То же в других частях тела (голове, животе)
o Запоры
o Снижение веса тела
o Повышение веса тела
o Снижение аппетита
o Пища ощущается безвкусной
o Нарушение менструального цикла.
Следует также различать следующие типы суицидального поведения: o Демонстративное поведение (способы суицидального поведения чаще всего проявляются в виде порезов вен, отравления неядовитыми лекарствами, изображения повешения)
o Аффективное суицидальное поведение (прибегают к попыткам повешения, отравлению токсичными и сильнодействующими препаратами)
o Истинное суицидальное поведение (чаще прибегают к повешению).
Причины, приводящие к суицидам, имеют психологический характер, поэтому работа по профилактике и предупреждению суицидов заключается, прежде всего, в укреплении психологического здоровья. Основную роль в этом играет социально-психологическая служба.




О некоторых вопросах, определяющих требования к ношению одежды делового стиля учащимися общеобразовательных учреждений в 2009/2010 учебном году



     Министерство образования обращает внимание, что при организации образовательного процесса во всех типах общеобразовательных учреждений в 2009/2010 учебном году учащиеся 1-11 классов придерживаются одежды делового стиля. Образцы одежды делового стиля каждый год утверждаются Координационным советом по введению одежды делового стиля, рекомендованной для учащихся общеобразовательных учреждений, организации ее производства и реализации.
     Образцы моделей одежды делового стиля обновляются каждый год на сайтах предприятий концерна "Беллегпром" и концерна "Беллегпром" по адресу: www.bellegprom.by, интернет-сайте Министерства образования Республики Беларусь по адресу: www.minedy.unibel.by.
     Учащиеся, их законные представители, совместно с администрацией учреждения и педагогическими работниками имеют право выбора модели, цвета, и качества тканей, из которых изготовлена одежда делового стиля. Обувь также должна соответствовать деловому стилю одежды.
     Деловой стиль одежды - это строгий выдержанный стиль одежды, предназначенный для посещения учащимися учебных занятий в общеобразовательных учреждениях.



СКАЧАТЬ образцы одежды


Главная страница |О школе |Новости |Учительская |Ученикам |Родителям |Проекты |Download |Ссылки |Обратная связь |Форум
Сайт управляется системой uCoz